CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
20.10.2021

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Desktop
Internet
Internet-серверы
Безопасность
Бизнес/Офис
Игры
Мультимедиа
Наука
Операционные системы
Программирование
СУБД
Создание веб-сайтов
Утилиты

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: продолжение проекта

CITKIT.ru

Хочу предупредить сразу — я не располагаю сколько-нибудь официальной информацией по поводу возможного продолжения школьного проекта. Конечно, слухи такие ходят, но не более того. Тем не менее, людям свойственно верить в лучшее и даже готовиться к нему. По всей видимости именно этими соображениями руководствовалась компания ЛИНУКС ИНК, когда решила подготовить свои предложения о том, что именно следует делать для того, чтобы в переходе на СПО было заинтересовано больше школ, чем это имеет место в настоящее время. Мысли и идеи были соответствующим образом оформлены в документ "О внедрении свободного программного обеспечения в систему школьного образования". О нем и пойдет речь.

Предложения ЛИНУКС ИНК

Итак, что мы имеем на сегодня в сухом остатке. Прежде всего, был создан так называемый базовый пакет свободного программного обеспечения (ПСПО). Он состоит из двух функционально сходных комплектов "школьных дистрибутивов": один — на базе дистрибутива Альт Линукс (одноименной компании), другой – на базе дистрибутива НауЛинукс (компания ЛИНУКС ИНК). Обе системы уже прошли успешную апробацию в учебных заведениях пилотных регионов.

В рамках этого проекта Linux-компании приобрели опыт работы с большим числом пользователей, были созданы сети поддержки, проводились мероприятия по повышению квалификации сотрудников школ. Также разработан набор методических материалов, хотя и нуждающийся в улучшениях и дополнениях.

Однако, созданные продукты на совсем верно называть школьными, поскольку они охватывают только один, хоть и самый важный, аспект деятельности образовательных учреждений — учебный процесс. Чтобы частично восполнить этот недостаток, были созданы три серверных дистрибутива: от ВНИИНС, от ЛИНУКС ИНК и от Альт Линукс. Тем не менее, проблемы это не решило — часть процессов, с которыми школа сталкивается (например, бухгалтерия) традиционно решается несвободными программами.

Исходя из этого, компания ЛИНУКС ИНК считает, что внедряемые комплекты СПО должны давать учебным заведениям полноценное комплексное решение — как по организации учебного процесса, так и по обеспечению методической, административной, коммуникативной и мониторинговой составляющих школьной деятельности. Таким образом, продукт должен состоять из следующих модулей:

  • единая среда для учащихся, которая обеспечивает эффективную работу в классе и выполнение домашних заданий, а также позволяет организовать совместную работу групп;
  • рабочая среда для педагогов и организаторов учебного процесса, позволяющая составлять учебные планы, расписания занятий, автоматизировать проведение уроков и проверку знаний;
  • управленческая среда — бухгалтерия, средства контроля и управления учебной деятельностью, административно-хозяйственный блок и т.д.;
  • инфраструктура дополнительных информационных услуг, включающая в себя портал для работы с родителями и выпускниками, связь с другими госорганами, предоставление образовательных ресурсов заинтересованным лицам.

Работу предлагается разбить на три этапа. Первым делом надо довести до ума уже имеющиеся школьные дистрибутивы, расширив их функциональность до требуемого уровня. Готовые продукты должны появиться к началу следующего учебного года.

Затем нужно внедрить полученные системы в пилотных регионах (там учителя уже имеют опыт работы с СПО, поэтому проблем будет меньше). На основании полученных отзывов и замечаний дистрибутивы следует доработать. Наряду с этим потребуется:

  • создать прототипы инфраструктуры обеспечения функционирования ИТ-комплексов образовательных учреждений в масштабе пилотных зон;
  • подготовить методические материалы;
  • создать прототипы инфраструктуры обучения педагогов и сотрудников образовательных учреждений в масштабе пилотных зон.

Этот этап планируется завершить в конце текущего календарного года.

Наконец, надо выпустить окончательные версии функционально полных "школьных дистрибутивов", создать инфраструктуру их поддержки и развития, а также инфраструктуру обеспечения функционирования ИТ-комплексов образовательных учреждений и обучения в масштабе страны. Это можно сделать к началу 2011 года. И только после этого уже можно ставить вопрос о широком, в масштабах страны, распространении свободного программного обеспечения в учебных заведениях.

Комментарии Леонида Сомса

Предложения, безусловно, весьма резонные, однако, вопросов возникает много даже без усиленного чесания затылка. Чтобы не гадать, я решил связаться с генеральным директором компании ЛИНУКС ИНК Леонидом Сомсом, который, собственно, и прислал мне этот документ. Предлагаю вашему вниманию запись нашей беседы.

Сергей Голубев: Наверное, Вы уже догадались, что темой нашей беседы будут предложения Вашей компании относительно внедрения свободного программного обеспечения в систему школьного образования.

Леонид Сомс: Хочу сразу предупредить, что эти предложения следует рассматривать как исключительно рабочий документ, предназначенный для широкого публичного обсуждения. Я считаю, что сейчас самое время его начать. В документе изложена моя точка зрения на то, как это надо делать. И, конечно же, я буду весьма признателен за конструктивную критику.

С.Г.: Насколько я знаю, в России не слишком много разработчиков оригинального ПО, особенно если речь идет о сложных решениях. Попробую конкретизировать задачу. Допустим, мы говорим о программе для составления расписания уроков. Это же сложнейшая задача, и для автоматизации ее решения нужна фактически серьезная экспертная система.

Л.С.: Совершенно верно. И разработчиков у нас немного, и задача очень сложная.

С.Г.: Отсюда и первый очевидный вопрос. А потянет ли сообщество решение этой задачи? Есть ли какие-то фирмы, какие-то неформальные группы, которые могли бы за нее взяться, гарантируя, что на выходе будет более-менее достойный результат?

Л.С.: Ну вообще-то, программы для внутришкольной деятельности уже существуют. Я знаю по крайней мере две таких программы, которые уже приняты в школах. Например, "Хронограф" — это, правда, закрытое приложение, но оно вполне функционально и в десятках тысяч школ (я не преувеличиваю — когда я разговаривал с создателями этой системы, то они упоминали о двадцати тысячах школ) оно успешно используется.

В Петербурге принята система "Параграф". Это белорусская разработка. Так что в принципе такие программы существуют.

Другое дело, что в условиях конкурса может содержаться требование о том, чтобы и управленческое ПО было открытым. По крайней мере, к этому следует стремиться в любом случае.

Тогда можно воспользоваться опытом международных разработчиков. Есть программа "School Tool" (желающие потестировать могут взять ее на www.schooltool.org — прим. С.Г.), поддерживаемая Ubuntu. Мы уже списались с разработчиками этого приложения и будем думать по поводу ее адаптации к отечественным образовательным стандартам — у наших школ есть своя специфика.

С.Г.: А если рассмотреть идеальную ситуацию? Допустим, государство скажет, что денег у него много, на хорошее дело их не жаль. Готово ли сообщество организовать крупную компанию по разработке ПО? Чтобы уже не дорабатывать чужие решения, а создавать свои?

Л.С.: Вообще-то этот вопрос имеет весьма косвенное отношение к школьному проекту. Впрочем, вопрос действительно важный. На известном совещании подобная мысль прозвучала из уст г-на Щеголева. Мол, что ж вы не объединяетесь в ассоциацию? Тут вот как раз и встал Дмитрий Комиссаров, чтобы сообщить, что ассоциация создается. Я тоже выступал на этом собрании. Я говорил о том, что одна из задач государства, на мой взгляд, заключается в том, чтобы способствовать появлению у нас компании масштабов хотя бы Red Hat, которая и может брать на себя выполнение больших проектов. На сегодняшний день такой компании нет — это факт.

С.Г.: А человеческий потенциал? Наверняка Вы помните знаменитую фразу: "У меня для этого нет человеко-часов!". Это действительно так?

Л.С.: Ну кто же таких фраз не помнит... Конечно, помню.

Но я с ней не согласен. Человеческий потенциал в Российском государстве для решения таких задач есть. Такую компанию вполне можно создать за четыре-пять лет. Конечно, при наличии определенных условий.

Чтобы привлечь бизнес, у государства должна быть четкая позиция относительно востребованности результата работы. У разработчиков должна быть уверенность, что их труд не будет напрасен, что они будут обеспечены работой. Ведь очевидно, что по крайней мере на ранних этапах этой работы главным заказчиком будет именно государство.

С.Г.: То есть, государство должно не столько давать деньги, сколько гарантировать соблюдение правил игры, а именно — получение денег при условии создания качественного продукта?

Л.С.: На мой взгляд, именно так и должно быть. Если государство дает деньги, то оно становится совладельцем компании. Но мне кажется, что никакой нужды в этом нет.

Государству достаточно гарантировать какой-то достаточный объем заказов на класс программных продуктов. В этом случае бизнес найдет деньги на разработку, тем более, что их надо не так уж и много.

В нашей фирме есть такая проработка — что-то типа бизнес-плана создания подобной компании. То есть, мои слова — это не сиюминутная фантазия. Есть соответствующие планы, расчеты... Предполагается создание филиалов в университетских городах, где имеются хорошие кадры — это Казань, Нижний Новгород... То есть, построение большой компании позволит решить в том числе и социальные проблемы.

С.Г.: Кстати, известно, что одна из больших проблем университетов заключается в том, что они не могут оставлять на кафедрах перспективных специалистов, поскольку зарплаты там весьма низкие. Вас не кажется, что работу по созданию больших программных систем, в том числе и для нужд образования, могли бы взять на себя университеты? И не надо создавать никаких компаний — все уже есть.

Л.С.: Нет, задача университета — учить студентов, а задача компаний — создавать программные продукты. Другое дело, что сама идеология свободного ПО именно такова, что в процесс разработки включаются самые широкие слои. В том числе и наиболее продвинутые студенты.

Но поручать такую работу университету... Вряд ли это разумно.

С.Г.: Ну почему же? Еще лет двадцать назад МФТИ, МИФИ, МГУ, Киевский университет и многие другие учебные заведения были крупными научно-исследовательскими центрами. И это не мешало учебе, а как раз наоборот.

Л.С.: А я и не говорю о том, что университеты должны быть отлучены от работы. Безусловно, с учебными заведениями взаимодействовать надо. Но не в ущерб их основной задаче — обучать студентов.

Мне думается, что университеты должны работать в тесной кооперации с предприятиями, а не пытаться их подменить.

С.Г.: Кстати, совсем недавно Виктор Петрович Иванников в нашей беседе как раз говорил о необходимости внедрять физтеховскую форму обучения, когда студенты привлекаются к реальным работам на базовых предприятиях.

Л.С.: Совершенно верно. И я имею в виду именно это. И свободные лицензии как раз способствуют сближению университетов и компаний.

А вот насчет физтеховской формы обучения (ведь под физтехом традиционно понимается МФТИ) я позволю себе сделать одно замечание. Впервые подобный метод был реализован не в МФТИ, а в тандеме — Ленинградский Физтех и Ленинградский Политехнический. Я, как выпускник Политеха, готов поспорить о приоритетах.

Хотя, разумеется, этот опыт был внедрен практически во все приличные институты. Они работали именно так, и это было одной из важнейших причин успеха советской высшей школы. Надо возвращаться к этой практике.

Связка "крупная фирма — учебные заведения" показала себя с очень положительной стороны. Если внедрение СПО в школы позволит как-то реанимировать эту концепцию, то уже само по себе это будет большим достижением. И вопрос о "человеко-часах" снимется сам собой.

С.Г.: Спасибо за беседу.




Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: следующая

LeGUN, Sat Jun 13 22:15:03 2009:
Ну и развели Вы демагогию...

Линукс в школе идея замечательная, но только при условии, что знания будет куда применить (в отдаленных районах Москвы все еще DoS и Basic изучают, хотя может уже и нет).

Я считал, что идея была в том, чтобы подготовить кадры для насыщения рынка труда людьми способными обеспечить сферу IT своими разработками СПО и дабы компании монополисты и всякие там стервятники прикрывающиеся их именем не наживались на бедных гражданах которые покупают по прицепу "Лутше дешевле чем дороже"...
аноним, Sat Jun 13 10:42:35 2009:
СПО - НЕСПО, вопрос не в том свободный или проприетарный софт используется для обучения. Задача научить. Почему все думают чем учить, а не как учить?
Костя, Sat Jun 13 09:05:22 2009:
Ну к нам в школу СПО тоже завезли ))) а вот печатную документацию на "Линуха" явно лень было положить в коробку! Мне в лом читать инфу по СПО с мерцающего экрана, загружая двд соответствующий... Я-то разберусь с альтами, хотя и не жалую их... но многие разбираться не будут из-за резко возросшей бюрократии в школе, объем бумаг которые надо сдавать в управление образованием возрос в разы!!! И времени разбираться в СПО уже нет элементарно... так что еще один мертвый груз.
аноним, Fri Jun 12 02:07:56 2009:
Linux в школе: продолжение проекта

бедные дети... неужели они станут линуксоидами? Че будет со страной???
Александр, Thu Jun 11 15:40:26 2009:
1 - Человечество само создаёт нужные ему системы (любые), при этом допускает множество ошибок и само же от них и страдает или разрушает. Удивительный замкнутый круг.
2 - У нас в стране очень плохо разработаны информационные системы и структуры. Отсюда и безпорядки.
Ну и ещё кучу важных факторов,которые упираются во власть и денежный эквивалент...
3 - Кто-нибудь учитывает общественное мнение?
И ещё, мы хотим что-бы нам было лучше или нам надо стать продвинутыми пользователями, напичкать в себя кучу информации и гордится этим складом ума? Если не поняли, то прочтите ещё раз первый пункт.
А если вы говорите о решении проблем, предложенным способом,то привидите несколько примеров,конкретно и приемлемо ли это на практике. Ведь, что теория без практики,то практика без теории.

Я не только с негативной стороны смотрю на это.Да, идея с некоторой точки очень хороша.Но как её нам препонесут??? Как она будет реализована на практике? Но сколько пользы мы получим от неё? Думаю после таких целей, вы найдете ответ на вопрос -чему будут учить?

Автор сообщает в начале статьи: "людям свойственно верить в лучшее" Я не думаю,что именно этому принципу руководствуется компания ЛУНИКС ИНК. Мы как всегда, хотим как лучше, а получается наоборот. У нас в России и так хватает бардака в этом направлении. Но может быть когда нибудь это нормализуется этот процесс, хотя наверное на врятли это произойдёт. Ведь этому нужно приложить очень много сил и ещё каких?!
Владимир, Wed Jun 10 22:36:50 2009:
Про 20000 школ (30% между прочим), использующих "Хронограф" - полная ерунда. Мне кажется, разработчики вообще не знают и не понимают, что сейчас нужно школе. Идея "задвинуть" вузы - натягивание одеяла только на себя и забота только о прибыли. В вузах же были и есть энтузиасты. Другое дело, что "крышевать" разработку должна серьезная организация. Чего еще не хватает, так это методистов, которые бы направляли работу разработчиков. А новые стандарты и в целом идеи "Нашей новой школы" кто-нибудь из разработчиков учитывает? Или думают, что в школе по-прежнему мелом пишут и не надо писать драйвера для современного оборудования: интерактивных досок и разного рода лабораторий?
akdengi, Wed Jun 10 21:15:38 2009:
Скажу и я свои "пять копеек":
>> Первым делом надо довести до ума уже имеющиеся >> школьные дистрибутивы, расширив их
>> функциональность до требуемого уровня. Готовые >> продукты должны появиться к началу следующего >> учебного года.

Доводить надо ПО, а этим пока что никто не хочет заниматься. Собрать дистрибутив с ПО - дело одной недели. Также СМЫСЛ делать это сейчас? Такое ощущение что наши "руководители" СПО контор "не в теме", что идут стандарты нового поколения (идет уже их обсуждение и с большой вероятностью они будут приняты в новом учебном году" и разработка должна вестись с учетом их тоже.

Далее у меня опять же меня вызывает недоумение идея завязать школьное ПО на коммерческие конторы - без методистов делать в школе нечего и пилотный проект это показал. В школах учителя, а не методисты и они тут не помогут. А университеты опять никто не пригласил и зря, так как программы обучения пишутся именно там, и учить будут именно по их методикам. Также не соглашусь с тем, что ВУЗы не могут вести разработку - не забываем что основной костяк в лице руководителей остается в ВУЗе, а студенты выступают в качестве "подмастерий" и при грамотной работе (а студент учится все таки 4-5 лет) можно создать продукт и продолжать его развивать и поддерживать.

Мой опыт показал, что адаптация должна идти непрерывно и понятное дело по нескольким каналам и направлениям. И самое главное должно идти упрощение работы с ПО - то есть чтобы установка могла быть выполнена любым учителем, что согласуется с базовыми принципами, заложенными в понятие информатизации.

РАСПО может наверное решить эту проблему, но опять же я лично в настоящий момент не вижу попыток совместной работы, что могло бы помочь продвижению СПО в школы. Тут надо отойти от идеи "мой дистрибутив самый лучший", а четко разделить сферы ответственности и привлекать специалистов из всех СПО контор.
Сергей Голубев, Wed Jun 10 16:53:35 2009:
Общение там, конечно, очень свободное. Хотел зарегистрироваться, но получил в ответ вот что: "Введите данные вашей "Карты доступа" в форму авторизации."
аноним, Wed Jun 10 16:53:03 2009:
Какое обучение?! Вы вообще о чем? У нас школа была крутая, компы выделила мерия... Аж пентиумы вторые.. тогда это было круто.. До 10 класса просто не было учителей. Потом был, но единственное чему учили - каким софтом пользоваться (существуют текстовые процессоры - Ворд, а есть табличные - ексель.. Да, ребята, там можно работать.).. А вы про кнопки какие то еще.. Может сейчас что и поменялось, но не думаю.
DmA, Wed Jun 10 16:11:48 2009:
на форуме на сайте "Первой Помощи" (http://shkola.edu.ru/) есть раздел "Свободное общение пользователей" и там есть тема "Что будет после 2010 года",когда многие лицензии на ПО из пакета лицензионных программ для школ закончатся.Там оживлённая дискуссия, конкретные предложения,конкретный опыт.Выложил ссылку на эту статью там... для дальнейшего обсуждения!

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds