CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
19.10.2021

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Desktop
Internet
Internet-серверы
Безопасность
Бизнес/Офис
Игры
Мультимедиа
Наука
Операционные системы
Программирование
СУБД
Создание веб-сайтов
Утилиты

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Linux в школе

Linux в школе: EduMandriva

CITKIT.ru

Если компании ALT Linux и Linux Ink решили выпустить отдельные дистрибутивы для учебных заведений, то Mandriva.Ru пошла иным путем — создала проект EduMandriva. Его как концепция, так и реализация весьма интересны и где-то даже необычны. В-общем, заслуживают отдельного разговора.

У пользователя Linux, привыкшего проглатывать новости, читая их "по диагонали" может возникнуть впечатление, что EduMandriva — это просто дополнительный диск с учебным ПО, адаптированным для системы Mandriva. Его можно купить в "Линуксцентре" или загрузить из сети, если позволяет качество связи и цены на трафик.

В действительности это не совсем так. EduMandriva — проект, имеющий солидную инфраструктуру — сайт и полноценный репозиторий, интегрированный в онлайновый инсталлятор http://za1raz.mandriva.ru (если кто-то не пользовался — рекомендую). То есть, если проблем с интернетом нету, то лучше всего вообще не качать никаких дисков (а потом записывать их на болванку, где-то хранить и т.д.), а подключить новый источник пакетов.

Забегая несколько вперед скажу, что удобство компакт-диска только в автоматике — достаточно запустить программу установки и весь софт будет проинсталлирован. Обратная сторона — если вы точно знаете, что именно вам нужно, а без чего вы прекрасно обойдетесь, то ручной выбор программ однозначно предпочтительнее.

Правда, тут есть один нюанс. По словам директора по маркетингу компании Mandriva.Ru Светланы Семавиной, EduMandriva — проект исключительно российский, поэтому программы с исправлениями и дополнениями, критичными именно для отечественного пользователя, будут сперва попадать именно в этот репозиторий. Если учесть, что некоторая часть софта, используемого в учебных целях, относится к приложениям общего назначения (например Midnight Commander или OpenOffice.org), то не будет лишним немного поразмышлять о возможных путях оптимизации системы.

Правда, в категориях портала Za1raz нет EduMandriva — учебный софт там раскидан по всем. К тому же, для просмотра краткого описания каждого пакета надо кликнуть на его название и перейти на страницу загрузки. Мне это решение представляется не самым эргономичным.

Впрочем, сие суждение абсолютно субъективно. Наверняка кто-то скажет, что забивать главную страницу комментариями негоже. И тоже будет прав. В-общем, это как раз тот самый случай, когда объективно хорошего решения, устраивающего всех без исключения, попросту нет.

Поэтому я абстрагируюсь от способов установки и переходу к рассмотрению состава диска. Дабы избежать банального перечисления программ, отсылаю читателя на официальный сайт проекта (http://wiki.edumandriva.ru/index.php/EduMandriva_2009.0). Там все это изложено, пусть даже не так подробно, как хотелось бы.

Коль скоро мы говорим о школе, я остановлюсь на приложениях, которые могут пригодиться учителю информатики. Под этим предметом я, вразрез с генеральной линией, все-таки буду понимать изучение основ программирования, а не выработку навыков нажимания на кнопки в текстовых процессорах, графических редакторах и браузерах. Ну и, понятное дело, нет резона касаться сугубо служебных программ типа File-roller и VirtualBox — о причинах появления некоторых из них на этом диске я уже писал.

Наконец, в рамках одной статьи даже все программы, предназначенные для программирования, тоже рассмотреть вряд ли получится — их там целых пятнадцать штук. Поэтому я постараюсь не особо умничать, а рассказать о приложениях, которые лично мне представляются наиболее интересными и востребованными средней школой, а не, допустим, институтами. Разумеется, весь софт свободный и его применение не противопоказано пользователям других дистрибутивов.

Scratch — для самых маленьких

Эта среда создана в знаменитом Массачусетском Технологическом институте. Сами разработчики считали, что она подойдет для детей в возрасте от десяти лет. А с поправкой на наш традиционный российские вундеркидизм — чуть ли не с первого класса. В чем главная фишка Scratch? В то, что можно составлять программы совершенно не зная ни одного языка программирования. То есть, полный уход от условностей в сочетании со снижением нагрузки на память.

Английского языка, кстати, тоже знать не обязательно, несмотря на то, что происхождение программы явно иноземное. Весь интерфейс переведен, причем очень качественно. Опять же, большой плюс для школ, где изучение информатики начинают рано.

Scratch — среда, в которой программы составляются по принципу конструктора. В одном окошке — элементы блок-схемы, в другом — рабочее поле, в третьем — вывод получаемого результата. Даже клавиатура тут не нужна. Берешь мышкой детальку, на которой русским языком написано какое-то действие, ставишь в нужное место и наблюдаешь, что из этого получается.

Работать предлагается большей частью с графическими объектами, что детям понравится значительно больше решения расчетных задач. Например, можно научить довольно симпатичного котика ходить по комнате, не натыкаясь на стены. По большому счету — весьма занимательная игра. Сам увлекся, когда изучал возможности приложения. Дополнительный плюс — развитое российское коммьюнити. Даже состязания проводятся, так что у любой школы есть все шансы на свою долю славы. А там, глядишь, и спонсоры какие на горизонте нарисуются.

Kumir (КуМир) — наш ответ западу

Эта среда — разработка нашего родного Научно-исследовательского института системных исследований Российской академии наук. Во-общем, поддержим отечественную науку. Тем более, что этот учебно-методический комплект составлен на основе учебника А.Г.Кушниренко "Основы информатики и вычислительной техники".

Как говорится, законченное решение. Правда, книга вышла довольно давно — еще в прошлом веке. Но общеизвестно, что старый конь борозды не портит. Имея под рукой это пособие, опытный учитель всегда сможет составить план уроков.

Сразу хочу сказать о одной особенности, которая воспринимается многими в штыки — в системе КуМир используется оригинальный алгоритмический язык с русской лексикой. О минусах такого подхода говорилось много, поэтому эту часть я пропущу, а сразу перейду к одному большому плюсу. Заключается он в том, что у школьника в процессе обучения не возникает рефлекторных привычек к какому-то конкретному продукту.

Проще говоря — таким образом не сформируются умения, для появления которых у ученика средней школы недостаточно фундаментальных знаний. И вместо умной головы не образуется набитая рука.

В состав системы КуМир входит два встроенных инструмента — Робот и Чертежник. Таким образом, она может использоваться как старшеклассниками, так и учениками помладше. Интерфейс вполне комплексный — есть возможность пошаговой отладки программы с выводом результатов операций присваивания и значений логических выражений.

Моё глубоко субъективное мнение — большой популярность у систему КуМир не будет. Все-таки учителя больше привыкли к традиционным языкам Basic и Pascal (да и на олимпиадах по программированию актуальны именно они). Наверное, это нехорошо — на базе этого продукта вполне можно было бы разработать единый курс информатики для всех школ и как-то стандартизировать платформу. Но, по всей видимости, время для этого уже упущено.

SwiProlog и GProlog — для факультатива

Чуть выше я сетовал на то, что обучение основам программирования на примере языка с ярко выраженными синтаксическими особенностями — это не очень здорово. Но что же делать, если учебный процесс уже завязан на Basic или Pascal?

На мой взгляд, самый лучший вариант — уделить некоторое время (возможно, факультативно) ознакомлению с другими языками, радикально отличающимися от "штатных". Возможно, тут я опять буду очень субъективен, но Prolog должен обязательно входить в этот список — уж очень это интересный и необычный язык.

Да и ученикам, на мой взгляд, будет интересно попрактиковаться в составлении базы знаний, состоящих из фактов и правил, а потом наблюдать, как машина демонстрирует зачатки интеллекта, пытаясь ответить на их вопросы. Кстати, это занятие очень способствует развитию логики. Фактически — приучает людей мыслить законченными и непротиворечивыми категориями.

Лет двадцать тому назад я имел некоторое отношение к разработке экспертных систем. Время было своеобразное и никакого практического выхода эта работа не имела, за исключением одного — привлекаемые эксперты признавались, что при составлении базы знаний они прежде всего сами разобрались с тем, что хранится у них в голове, разложив там все по полочкам.

FreeBasic и FreePascal — классика жанра

Это наиболее адекватный ответ тем, кто говорит о необходимости глобального переучивания преподавателей. В очередной раз приходится констатировать, что противники СПО чрезмерно сгущают краски.

Большинство учителей применяют в учебном процессе языки Pascal и Basic. Так вот они — берите и используйте. Без всякого переучивания и переписывания учебных планов.

Более того, FreeBasic совместим с MS QBasic, так что даже примеры переделывать не придется. Ученики, вероятнее всего, вообще не заметят, что вместо Windows на школьных машинах теперь стоит Linux.

В сочетании с FreePascal можно использовать Lazarus — IDE-оболочку. В этом случае система будет очень похожа на известный всем TurboPascal. И, опять же, никакой переподготовки не потребуется.




Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: следующая

аноним, Mon Apr 20 11:43:49 2009:
2akdengi
а)Насчет Бэйсика и Паскаля. Пускай оставят Паскаль. Неплохой язык.
б)см а.
в)Учебников много. Я учился 10-11 Угринович и т.д.Там действительно в качестве ООП идет Visual Basic.Я думаю ООП в школах во-первых не очень важно, во-вторых если все-таки важно можно опять использовать ObjectPascal и среду разработки Lazarus. Насколько я помню с Бэйсиком мы в учебной программе сталкивались в классе 6ом..Согласитесь хороший срок, чтобы забыть)
До 10-11 нас учили по учебнику под ред. Семакина. Там вообще есть раздел посвященный Ассемблеру))Слава Богу не проходили))Изучая ассемблер в вузе я проматривал его, но там он для какой-то виртуальной машины. Согласитесь если учить ассемблер то уж для 8086. А так он вообще для школы не нужен.Кому надо сами изучат и все поймут, а так только запутаются.
г)Смотрел:"Единый государственный экзамен по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ
Демонстрационный вариант КИМ 2009 г.
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»"
Во всех вопросах, посвященных языкам есть варианты на Паскале и Бэйсике. В части 3 еще и Си. Так что с моим планом "Изучайте паскаль вместо бэйсика" никакого противоречия нет. Изучив паскаль дети к ЕГЭ будут готовы)
akdengi, Sun Apr 19 21:38:31 2009:
>Знаешь, я думаю, что министерству образования от >моего мнения ни жарко, ни холодно.
Ему на любое мнение наплевать и тут ничего не сделать (если только не переходить на уголовку).

>Только готов поспорить, что в школьной программе >не стоит: изучить БЭЙСИК, а стоит изучить какой-нибудь алгоритмический язык высокого уровня. И не понятно почему учителя выбирают БЭЙСИК, а не Паскаль. В конце-концов он более распространен, в вузе они тоже паскаль будут изучать(это сейчас у всех).
>Так смысл бэйсика??

а) В 99% педвузов учат будущих учителей информатики этим двум языкам
б) в школах работают "кадры" которые окромя Qbasic и TurboPascal ничего другого не знают
в) Посмотрите учебники информатики и методику к ним - что видите? Python, C++ а может Ruby и Haskell?
г) В ЕГЭ какие языки?
аноним, Sun Apr 19 17:23:05 2009:
2akdengi, воскресенье, 19 апреля 2009 г. 15:05:34:
>Я бы бейсик вообще убрал))Паскаль справляется с >обучением лучше.
>>Вы это в министерстве образования объясниет раз >>такие смелые (хотя смелые люди себя не >>скрывают)...
Знаешь, я думаю, что министерству образования от моего мнения ни жарко, ни холодно. Только готов поспорить, что в школьной программе не стоит: изучить БЭЙСИК, а стоит изучить какой-нибудь алгоритмический язык высокого уровня. И не понятно почему учителя выбирают БЭЙСИК, а не Паскаль. В конце-концов он более распространен, в вузе они тоже паскаль будут изучать(это сейчас у всех). Так смысл бэйсика??
аноним, Sun Apr 19 17:10:08 2009:
>>Поясняю - нет практически НИ ОДНОЙ (за редкими исключениями) программы, которая НЕ ГЛЮЧИТ! И самое противное - все уверены, что так оно и должно быть! ("Если в программе нет глюков - то она делает не то, что требуется" и т.п.)
А НЕ ДОЛЖНО! Если я не могу доверять своей ИС - то грош ей цена!

Если мы говорим про школьный уровень программирования: СИ НЕ СЛОЖНЕЕ ПАСКАЛЯ!.А в чем ТО ДАЖЕ И ПРОЩЕ(например быстрое и легкое написание функции, а не разделение на функции и процедуры). В конце концов можно оставить для преподавания в школе Паскаль - отличный понятный язык. А кому надо сами могут изучить си. Бэйсик ужасный язык. Он бы уже на самом деле давно исчез, если бы на нем не программировал Билл Гейтс(его основной популяризатор)
аноним, Sun Apr 19 17:03:45 2009:
На самом деле не сказать, что си слишком сложный... Если рассмотреть, школьный уровень программирования, то в основном школьники могут споткнуться о привидении типов в си.
Я-аноним, Sun Apr 19 15:39:20 2009:
Про преподавание языков я знаю не понаслышке - и в школе пришлось поработать (слава богу, недолго), сейчас занимаюсь тем же в собственной компьютерной студии. (Уже довольно давно). Для души - пишу программы под заказ на Delphi, есть несколько проектов, которыми не стыдно похвастать.
(Для Сишников перевожу: мое хобби - быдлокодер).
Так вот вам мнение практика:
1.Лучший язык для начинающих -Паскаль, однозначно.
Помогает не только "въехать" в мир алгоритмов, но и настроить мозги на правильное программирование.
2.Начинать с C или с Бэйсика - угробить будущего программиста (первый - слишком сложный и много лишнего надо разобрать, отвлекаясь от главного, второй - аморфный и бессистемный по сути).
Насчет С мое мнение - этот язык - главная причина того, что современный ИТ-мир оказался в тупике (болоте, ж-пе - кому как нравится).
Поясняю - нет практически НИ ОДНОЙ (за редкими исключениями) программы, которая НЕ ГЛЮЧИТ! И самое противное - все уверены, что так оно и должно быть! ("Если в программе нет глюков - то она делает не то, что требуется" и т.п.)
А НЕ ДОЛЖНО! Если я не могу доверять своей ИС - то грош ей цена!
akdengi, Sun Apr 19 15:05:34 2009:
>Я бы бейсик вообще убрал))Паскаль справляется с >обучением лучше.

Вы это в министерстве образования объясниет раз такие смелые (хотя смелые люди себя не скрывают)...
аноним, Sun Apr 19 12:26:36 2009:
Я бы бейсик вообще убрал))Паскаль справляется с обучением лучше.
В порядке замечания, Sun Apr 19 12:01:33 2009:
Для "крутых" программистов.

Я со своей колокольни "серой массы" (а не гениев) составлял программы на Fortran, Pascal, Basic, C.
- Fortran - Formula Translator - язык для расчетов. В базовых версиях - библиотеки с математикой. Графики меньше, чем в других трансляторах.
- Pascal - язык для учебы.
- Basic - язык для начинающих.
- C - язык для системного программирования.
- Cobol - Common Bisuness Object Language - содержит многочисленные подпрограммы (модули) для экономических расчетов.

Вывод: каждый язык несет свою ношу согласно его библиотекам. Другое дело, по мере развития языка появляются новые версии, которые могут пользоваться библиотеками других языков.

Школьникам понятие "кроссплатформенность" - как литератору - ряды Фурье.

Беда суперпрограммистов - считать, что все нуждаются именно в том, в чем нуждаются суперпрограммисты.
А жизнь устроена, вероятно, в большей степени так: я иду по росе, босы ноги мочу, Я - ТАКОЙ ЖЕ, КАК ВСЕ, Я УЧИТЬСЯ ХОЧУ.
akdengi, Sat Apr 18 19:16:55 2009:
> Согласен - примите и мои извинения за излишне резкий ответ.

Сергей - не надо наверное. Навязываем не мы, линуксоиды, а скорее люди которые в этой области полные профаны но обладают нужным "весом".

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: 2 :: 3 :: 4 :: следующая

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds