CITKIT.ru - свободные мысли о свободном софте
Деловая газета CitCity.ru Библиотека CITForum.ru Форумы Курилка
Каталог софта Движение Open Source Дискуссионный клуб Дистрибутивы Окружение Приложения Заметки Разное
20.10.2021

Последние комментарии

ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)
24 December, 22:53
Kubuntu Feisty (15)
24 December, 18:42
Один на один с Windows XP (3758)
24 December, 11:46

Каталог софта

Desktop
Internet
Internet-серверы
Безопасность
Бизнес/Офис
Игры
Мультимедиа
Наука
Операционные системы
Программирование
СУБД
Создание веб-сайтов
Утилиты

Статьи

Дискуссионный клуб
Linux в школе
Open Source и деньги
Open Source и жизнь
Windows vs Linux
Копирайт
Кто такие анонимусы
Лицензии
Нетбуки
Нужен ли русский Linux?
Пользователи
Дистрибутивы
Идеология
Выбор дистрибутива
Archlinux & CRUX
Debian
Fedora
Gentoo
LFS
LiveCD
Mandriva
OpenSolaris
Slackware
Zenwalk
Другие линуксы
BSD
MINIX
Движение Open Source
История
Классика жанра
Окружение
shell
Библиотеки UI
Графические среды
Шрифты
Приложения
Безопасность
Управление пакетами
Разное
Linuxformat. Колонки Алексея Федорчука
Заметки
Блогометки
Файловые системы
Заметки о ядре

Дискуссионный клуб :: Open Source и жизнь

Разное

Минкомсвязи против торговли байтами

CITKIT.ru

О том, что наше Минкомсвязи посматривает в сторону СПО, известно уже давно. И вот, буквально на днях, это уважаемое ведомство решило познакомить широкую общественность с результатом своих трудов. На сайте этой организации появилось сразу четыре документа:

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана перехода органов государственной власти и бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения»;
  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении методических рекомендации по разработке и приобретению программного обеспечения для использования в органах государственной власти и бюджетных учреждениях» и «Методические рекомендации по разработке и приобретению программного обеспечения для использования в органах государственной власти и бюджетных учреждениях»;
  • Пояснительная записка к проекту приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении Методических рекомендации по разработке и приобретению программного обеспечения для использования в органах государственной власти и бюджетных учреждениях»;
  • Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении Плана перехода органов государственной власти и бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения».Как говорится, качайте, читайте и наслаждайтесь.

Сам план перехода находится в первом документе, который мы рассмотрим несколько позже. Во втором документе интересна только вторая часть — непосредственно методические рекомендации. Там вкратце изложена информация о "четырех свободах", видах лицензий и т.п. (если вы это знаете, то перечитывать смысла нет — ничего нового там не написано). Практическую ценность этот документ может иметь только для журналистов, работающих в изданиях, литредакторы которых очень не любят слово "проприетарный" и требуют заменять его на "легальные" аналоги. Теперь этот термин можно использовать вполне официально — Минкомсвязи дает "добро". Ну и, конечно, разбросанные по второму документу лексические шедевры, вроде "предопределяет невозможность определения", доставят истинное удовольствие истинным ценителям творчества тов. Энгельса. До "Анти-дюринга", разумеется, далеко, но чем богаты, тем и рады.

Рекомендации

В третьем документе Минкомсвязи определяет три приоритета, которыми должны руководствоваться государственные органы при выборе программных средств. Эти приоритеты таковы:

  • свободного программного обеспечения перед проприетарным;
  • готовых программных решений на базе СПО перед заказными разработками;
  • российских поставщиков программного обеспечения, работ и услуг по его разработке и внедрению, перед иностранными компаниями.

Таким образом, если объективные потребности какого-либо госоргана удовлетворяет готовое свободное приложение, разработанное в России, то другие варианты, согласно рекомендациям, даже рассматриваться не должны. Откровенно говоря, это радует. По крайней мере, в теории, а уж коль дело дойдет до практики, то появятся основания говорить о еще одной крупной победе СПО в России.

Отдельно подчеркивается, что при принятии решения о переходе на СПО нет никакой необходимости покупать "экземпляры программ" — особенности свободных лицензий делают эту операцию ненужной и расходовать на сбор коллекции компакт-дисков бюджетные средства нецелесообразно. Таким образом, приобретение "набора байтов" на материальном носителе оправдано только в некоторых случаях. Например, для установки системы на машину, не подключенную к сети.

Это положение автоматически делает невозможной ту операцию, которой так опасались "проприетарщики", обвиняющие то ли СПО-сообщество, то ли государство в желании "попилить бабло" самым примитивным способом. Мол, какая-нибудь хитрая контора скачает, например, Ubuntu, заменит там пару малозначительных пакетов, наштампует коробок и впарит их наивному госучреждению по числу рабочих мест. Разумеется, поделившись с ответственным за закупку лицом некоторым процентом от прибыли.

Минкомсвязи открытым текстом предупреждает — подобные манипуляции вредны для здоровья. Первая же проверка покажет, что упомянутое выше ответственное лицо, мягко говоря, злоупотребило своими полномочиями. Впрочем, возможно я выдаю желаемое за действительное, ведь насчет строгости наших законов и обязательности их выполнения уже давно сочинили известный афоризм.

Целых два больших абзаца посвящено так называемым комплексным решениям. Рекомендуется относится к ним с известной степенью осторожности. Вполне может оказаться, что покупать "по частям" предпочтительнее, поскольку так получится дешевле. Выбор "комплекта" должен быть явно обоснован более низкой ценой.

Особого недоверия заслуживают комплексные решения, состоящие из свободных и проприетарных компонентов. По возможности таких вариантов надо избегать. Причина очевидна — подразделение финиширует по последнему. От свободной части в данном случае будет мало толку, поскольку ограничения определяются закрытым довеском. На первый взгляд, предложение весьма здравое. Компромиссы — штука хитрая. Сперва коготок увязнет, а потом прощайся с крылышками. Но на практике возможны некоторые коллизии.

Debian, как известно, эталон свободы. В этом дистрибутиве нет даже привычных всем программ Firefox и Thunderbird (они там переименованы, поскольку упомянутые тут названия — собственнические). Но спорные проприетарные бинарные компоненты (firmware) — есть. Причем, принятие решения об их окончательной судьбе — дело отдаленного будущего. Причины очевидны — надо обеспечить работу железа, а иначе пока не получается.

А уж включение в дистрибутивы фирменных драйверов NVIDIA — дело настолько привычное, что уже никто не удивляется. Между прочим, в школьный дистрибутив они тоже входят.

Смысл рекомендации понятен. Надо как-то застраховать себя на тот случай, если "проприетарщики" просто портируют свои программы под Linux, а лицензию на них не изменят. И в этом случае будет очень непросто уйти от купли-продажи байтов, в том числе и свободных. Комплекс есть комплекс — либо все, либо ничего.

По-моему, это как раз тот самый случай, когда дух закона выше его буквы. Полагаю, что Минкомсвязи должно как-то объяснить чиновникам, что закрытые компоненты — как йогурты. Не все одинаково полезны. От некоторых надо шарахаться, а с кое-какими можно нормально жить какое-то время. В каждом конкретном случае надо смотреть не только на тип лицензии, но и на накладываемые ей ограничения.

Минкомсвязи решило внести ясность в еще один один непростой вопрос, беспокоящий определенную часть СПО-сообщества. Может ли СПО использоваться структурами, которые по ряду причин сами являются закрытыми? Не нарушает ли GPL одна всем известная компания, сделав для оборонки дистрибутив на базе СПО?

Конечно, конкретно о ВНИИНС в документах Минкомсвязи ничего нет, но в общем и целом ответ на вопрос простой и однозначный — никаких нарушений тут нет и быть не может. Правда, при условии что программа будет использоваться только для нужд того ведомства, которое заказало разработку, заключившего договор от своего имени, а не от имени всего государства. GPL при этом ни разу не нарушается.

Ожидания и опасения

В четвертом документе специалисты Минкомсвязи рассказывают об ожидаемом эффекте от внедрения СПО в госструктуры и возможных сложностях на этом пути. Поскольку на эту тему написано много, то повторять то, что уже не раз было сказано, не буду. Только хочу обратить внимание читателя на два момента, которые лично мне кажутся интересными.

Перечисляя достоинства СПО, авторы документа указывают на исключение расходов на оплату различного рода паразитических услуг. Под этим понимаются всевозможные аудиты, учет, контроль и т.п. Кто совсем не в теме, могут прочесть статью «Нормально, Григорий», где вкратце описана суть проблемы.

А теперь давайте прикинем, сколько человекочасов тратится на заполнение каких-то бессмысленных бумаг. Полагаю, в масштабах страны этого хватит на строительство не одного детского садика, которые нужны реально, а не виртуально.

Но самое интересное — это недостатки СПО. Минкомсвязи нашло только один — сложность бухгалтерского учета СПО в качестве нематериальных активов. Очевидно, что решить проблему можно максимум за неделю.

А как же быть с неподготовленностью пользователя, трудностями освоения и плохой поддержкой железа? Минсвязи отвечает — никак.

Первый пункт никак не связан с СПО — недостаток компьютерного образования касается и проприетарных систем. Linux-эникейщик будет работать примерно столько же, сколько и его Windows-собрат.

Очень, кстати, правильная точка зрения. Я уверен, что деление пользователей по "системному" признаку — дело глубоко ошибочное. Есть грамотный пользователь PC (а по большому счету — вычислительной техники вообще), а есть неграмотный. И нечего тут лишние сущности приплетать.

Сложность в освоении, якобы присущую свободному ПО, Минкомсвязи считает довольно спорным утверждением. В документе открытым тестом сказано, что это обычный миф, не имеющий под собой никаких реальных оснований.

Про железо мнение Минкомсвязи также весьма здравое. В документе сказано, что все основные разновидности комплектующих и периферийных устройств на сегодняшний день уже поддерживаются в рамках СПО. Просто надо быть внимательнее при закупках и не брать все, что тебе пытаются впарить.

План Минкомсвязи

И вот тут мы добрались до конкретики. И сразу полное здравие сменяется частичным упокоем. Взять хотя бы первое мероприятие — "определение и описание навыков и компетенции в сфере использования свободного программного обеспечения (далее — СПО), необходимых государственным гражданским служащим для использования СПО в целях исполнения их должностных обязанностей".

Дорогие товарищи министерские работники. Не надо ничего определять и описывать. Сходите в архив, возьмите там программу курса "Программирование" любого советского технического ВУЗа и перекатайте ее один в один. Гарантирую — любой человек после изучения этого курса освоит любую ОС на уровне пользователя примерно за пару недель. В общем, не придумывайте себе лишней работы.

Впрочем, возможно я уже начал придираться. Поэтому в словосочетании "частичный упокой" прошу считать ключевым словом первое.

Тем более, что некоторые пункты плана откровенно радуют. Например, в следующем году планируется учреждение грантов для разработчиков, участвующих в международных проектах по разработке свободных программных продуктов. Давно пора. Пусть материально вознаградятся те, кто используют свои головы для решения серьезных задач, а не придумывания схем "зарабатывания" бабла.

Или в 2013 году обучение работе с СПО будет включено в программы повышения квалификации государственных гражданских служащих. Единственное пожелание — если можно, то сделайте это пораньше.




Комментарии

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: ... :: 5 :: 6 :: 7

аноним, Wed Mar 18 20:47:11 2009:
Именно учителя в большинстве своем сейчас и являются не только не грамотными пользователями, но и не грамотными учителями :(
аноним, Wed Mar 18 20:25:22 2009:
===Но самое интересное — это недостатки СПО. Минкомсвязи нашло только один — сложность бухгалтерского учета СПО в качестве нематериальных активов. Очевидно, что решить проблему можно максимум за неделю.===

это есть реальная проблема. государству принадлежат права на ряд программных продуктов, разработанных за бюджетные деньги. Предполагалось что их будут использовать органы гос власти бесплатно. Так вот, бухгалтеры грудью встают при попытке поставить их на баланс или заключить договор с правообладателем с нулевой ценой. А не поставив нельзя легально использовать((
аноним, Wed Mar 18 16:33:52 2009:
Цитата из статьи
>Перечисляя достоинства СПО, авторы документа указывают на исключение расходов на оплату различного рода паразитических услуг. Под этим понимаются всевозможные аудиты, учет, контроль и т.п.<
Цитата из последнего документа
>Возможность эффективного мониторинга использования ПО в ОГВ Создана и функционирует система мониторинга использования ПО в ОГВ (на базе ОГИЦ). Количество ОГВ, предоставляющих сведения об использовании ПО, – не менее 80%<

Резюме: либо эта система остается на бумаге, как и доложено, либо нас задолбут распоряжениями и докладами, тем задавив на корню здравое зерно идеи
аноним, Wed Mar 18 16:25:30 2009:
я хочу опять анонимить на лоре, а то тут скучно :'(
аноним, Wed Mar 18 10:36:09 2009:
>>Еще бы в школах начали бы учить пользоваться не
>>только виндой и мс офисом...

Да пусть учат в чём хотят, школа - не курсы профессиональной подготовки.
Главное, чтобы ученики осознавали разницу между общими понятиями и конкретной реализацией. Для этого желательна демонстрация альтернатив, хотя-бы в виде пресловутой демо-версии Windows-95 для Windows-3.xx

Которая была по сути интерактивной анимацией. А создание таковой - дело заинтересованной стороны, т.е. альтернативного производителя софта.
Zaraki, Wed Mar 18 10:28:53 2009:
Заметим, что и "Распоряжение", и "Приказ" существуют пока только в виде проектов. А как там повернётся на деле - никому не известно.
Zaraki, Wed Mar 18 09:50:09 2009:
2 тшсл, среда, 18 марта 2009 г. 09:28:18:
> Еще бы в школах начали бы учить пользоваться не только виндой и мс офисом...
---
А что, кто-то мешает? Или просто учителя и есть те самые "неграмотные пользователи"?
тшсл, Wed Mar 18 09:28:18 2009:
Еще бы в школах начали бы учить пользоваться не только виндой и мс офисом...

Страницы комментариев: предыдущая :: 1 :: ... :: 5 :: 6 :: 7

Комментарии заморожены.

Новости:

Все новости на CitCity.ru

Компании месяца

 
Последние комментарии
Почему школам следует использовать только свободные программы (101)
20 Декабрь, 14:51
ОСТОРОЖНО: ВИНДОФИЛИЯ! (2250)

24 Декабрь, 22:53
Linux в школе: мифы про школу и информатику (334)
24 Декабрь, 22:43
Kubuntu Feisty (15)
24 Декабрь, 18:42
Software is like sex: it's better when it's free.
©Linus Torvalds